Суббота, 28.09.2024, 20:28
Литературное краеведение
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Обзорные уроки [4]
Пушкин А. С. [3]
Материалы к урокам по творчеству А. С. Пушкина
Борзунова С. [2]
Халфина М. Л. [4]
Чехов А. П. [9]
Татауров Н.В. [7]
Шишков В.Я. [2]
Костин В. М. [4]
Блинова А. Б. [7]
Короленко В.Г. [4]
Волков А.М. [7]
Данилов С.К. [2]
Гарин-Михайловский Н.Г. [1]
Батеньков Г.С. [8]
Общие ссылки по теме сайта [2]
Статьи [7]
Теоретический материал по теме может помочь в подготовке уроков, выступлений, продвинуть в освоении направления.
Мейко Т. Е. [1]
Методические материалы по творчеству томской сказочницы Татьяны Ефремовны Мейко.
Неклюдова И. М. [1]
Здесь Вы найдёте рассказы о природе и вопросы к ним, составленные самой писательницей
Программы [10]
Программа Карташовой Г. И.
Станюкович К.М. [1]
Краеведение [1]
Материалы по истории Томска
Фотографии [3]
Фотографии ПТГ и истории Томска
Радищев А.Н. [5]
В данной категории представлены материалы о пребывании писателя в Томске, а также краткое описание жизненного и творческого пути.
Климычев Б. [1]
Творчество Б. Климычева
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок по рассказу А.П. Чехова "Мальчики"
[ Скачать с сервера (43.3 Kb) ]09.03.2019, 12:04

Методическая разработка занятия по курсу «Литературное краеведение»

«Время идёт быстро» (По рассказу А.П. Чехова «Мальчики»)

Форма урока: урок в музее

Цели:

Обучающая (предметный уровень) – познакомить детей с рассказом А.П. Чехова «Мальчики»; формирование навыка анализа художественного текста, отрабатывая понятия: сюжет, композиция, кульминация, портрет, сравнение героев через наблюдение за их поведением и речью; формирование  умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения

Воспитывающая (личностный уровень)воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание к ним, умение ценить тепло семейного очага, пробуждать веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности, готовность в будущем самим стать любящими, понимающими родителями.

Развивающая (метапредметный уровень) – развивать представление о времени конца 19 века (знаки эпохи), критическое мышление и умение сопоставлять факты, развивать исследовательское мышление.

Оборудование: выставки «Гимназия конца 19 века» и «Для охоты на слонов…», презентация к уроку.

Ход урока.

Если хочешь … понять жизнь, то перестань верить тому,

что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.

А.П. Чехов

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычный урок – литературы и краеведения, т.е. урок в музее, а это значит, что мы узнаем новое не только из рассказа, но и перелистнём страницу истории Томска, которая связана с именем писателя.

Хочу представить вам наших гостей…

Итак, нам предстоит встреча с творчеством Чехова. А какие произведения Антона Павловича вы читали? («Ванька Жуков», «Каштанка»…)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением, которое называется «Мальчики». Для того, чтобы погрузиться в атмосферу этого произведения,  нам предстоит путешествие во времени на 150 лет назад, в 1887 год, когда и был написан рассказ. Как и многие произведения того периода он был издан под псевдонимом  Антоша Чехонте, так называл его один из учителей таганрогской гимназии.

Кстати, о гимназии. Интересно вам узнать, как учились дети 150 лет назад? Давайте сначала отправимся на экскурсию в гимназию 19 века.

2. Рассказ по выставке «Гимназия 19 века», кадры презентации.

3. Словарная работа. В тексте много слов, не понятных нам, живущим в 21 веке. Давайте подготовимся к чтению, объяснив их (презентация):

Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

Башлык – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Сюртук – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Урядник – низкий чин уездной полиции.

Приказчик- управляющий имением помещика Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
Самоеды- старое название ненцев и некоторых других народов.
Индейцы- народ, населявший до появления европейцев Южную и Северную Америку
Москиты—Мелкое двукрылое насекомое южных стран ,причиняющее болезненные укусы.
Термиты- насекомое жарких стран, вредитель древесины, кожи, бумаги.
Чечевица- Выпуклые с двух сторон зерна, похожие на горох
Плантация- большое хозяйство.

Бизон – крупное парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамерикан бык

Пампасы – южноамериканские степи.

4. Работа с текстом рассказа. Разберёмся в прочитанном.

А) Герои?

Володя Королёв и Чечевицын – гимназисты 2 класса, 10-11 лет

Семья Королёвых: матушка, отец Иван Николаевич, сёстры – Катя, Соня и Маша, няня, собака Милорд.                                            Дама Чечевицына.

Б) А в какое время происходят события? (В сочельник, 6 января, день накануне Рождества, и в сам день Рождества, 7 января)

· Сочельник – самый строгий день поста перед Рождеством, когда все готовятся к встрече праздника, поэтому грешить православным никак нельзя, нужно готовить душу к встрече с Богом.

· А семья Королёвых соблюдает пост? (Да, едят чечевицу, икона есть, перед которой молится Володя, произносят имя Бога взрослые и дети, дружно готовятся к встрече Рождества, семейного праздника).

 В) Давайте вспомним, какие события происходят? А лучше сказать – восстановим сюжет. Напомните, что такое сюжет рассказа? (сюжет – цепь событий). Дети по картинкам, определяют сюжет (см. презентацию)

Первое название рассказа – «Сценка», его можно читать по ролям. Внимательно слушайте и обратите внимание на поведение героев.

 

2. Выразительное чтение 1 события – «Приезд мальчиков».

3. Эвристическая беседа

 

  • Каково общее настроение у членов семьи?

(Общая радость: все «бросились к окнам, «Володичка приехал», обнимали и целовали, няня Наталья стаскивала валенки, отец с ножницами прибежал, визг сёстры подняли, даже двери скрипели и хлопали, будто радовались, собака лаяла – это долгожданная встреча, 4 месяца не видели, в августе матушка плакала при расставании. Автор использует эмоциональные глаголы: завопила, бросились, подняли визг, ревел басом Милорд…, восклицательные знаки. Весёлая кутерьма, обнимание, радость, которая сливается в единый радостный звук.

 

  • Когда радость встречи нарушается? Возникает «маленький человек, окутанный в платки и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой» маленький человек. (Роль детали).

· Меняется общий настрой? (Да, мать говорит шёпотом, отец начинает смущаться: «Извините, я по-домашнему», пёс, который был органичным участником весёлой встречи, теперь мешает: «Господи боже мой, да прогоните же эту собаку». Да и Володя представляет его очень официально: «Честь имею представить».

Бурная радость семейной встречи оказывается приглушённой появлением  чужого человека – товарища Володи.

 2)В столовой. Выразительное чтение.

· Какое настроение передаёт эта сцена? (Удивительно тёплое настроение.)

· Как автору удаётся сказать об этом? (Пейзаж: зимнее солнышко, купающее свои лучи в полоскательной чашке; семейное чаепитие вокруг самовара, в комнате тепло, уютно, общий разговор о приезде мальчиков, о быстро текущем времени, о наступающем Рождестве).

· Мы можем почувствовать авторское отношение? (Безусловно, автору нравится эта душевная семейная атмосфера – отсюда такое описание промёрзшего Володи: «глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: "бррр"». Давайте скажем!).

· Какие портреты Чечевицына и Володи?

· Почему Чечевицын описывается более подробно, чем Володя? (Все видят его впервые, он из бедной семьи – похож на «кухаркина сына», отличается.)

· Мальчики участвуют в общем разговоре? (мальчики заняты своими мыслями. Предстоящее семейное торжество их не волнует).

· Почему сёстры увидели в госте «умного человека»? (Уверенный, необычный)

 Сделаем вывод:

Володя

Чечевицын

Взгляд автора:

Пухл

Бел

Роста одного

 

Волосы щетинистые,

глаза узенькие,

губы толстые

«Очень некрасив»

угрюм, ни разу не улыбнулся.

«кухаркин сын» (из бедной семьи)

Взгляд сестёр:

Изменился: всегда разговорчивый, говорил мало, вовсе не улыбался, будто не рад был тому, что приехал домой, странные слова говорит

он « сурово кашлянул», «сердито спрашивал», «гордо отвечал». «Это, должно быть, очень умный и учёный человек»

Причина изменения?

«Занят какими-то мыслями»

«Занят своими мыслями»

Вывод: мальчики разные, но есть общее: мысль о путешествии в Америку

3) В гостиной.

· Чем заняты домочадцы? (Рождественскими приготовлениями). Как они это делают? (Увлечены, восторженны).

· Почему не принимают участие в этих приготовлениях мальчики? (У них другой интерес).

· Почему отец путает фамилию гостя? (Он занят хлопотами предпраздничными, невнимателен к гостю).

· Как фамилия Чечевицын искажается в рассказе? (Чибисов, Черепицын. Здесь и мотив непостоянства, и мотив, связанный с образом придорожной птички чибиса, и мотив утраты дома, и ассоциация с черепом – мальчик думает всё время).

4). Разговор Чечевицына с Катей. Чтение по ролям. Интонирование.

· Чем интересен этот диалог? (Дети не слышат друг друга).

  • В чём смысл реплики: «У нас чечевицу вчера готовили…»? Напоминание о реальности – пост, послушайте друг друга! Пост – время испытания человека).
  • Каким вы увидели Чечевицына в этой сцене? (Он, конечно, не умеет кататься на коньках, но последнее слово остаётся за ним, хотя это даётся ему непросто –  «неловко», «сурово», «угрюмо». Говоря о бизоне, он добивается того, чтобы было непонятно, загадочно, таинственно – производит впечатление на Катю).

5).Сцена подслушивания.

  • Почему девочки не рассказали родителям о побеге? (Из корыстных целей: мальчики привезут им из Америки золота и слоновой кости).
  • А если бы они рассказали, как бы вы это оценили? (Вначале Чехов так и написал, но потом изменил повествование, т.к. напряжённость действия ярче и позволяет раскрыть характеры мальчиков).
  • Давайте посмотрим и оценим приготовления мальчиков к путешествию (Выставка «Для охоты на слонов»: 2 ножа, пистолет, сухари, увеличительное стекло, компас и 4 рубля денег. Кто-нибудь из детей рассуждает.  А  собирались ни много ни мало добывать «золотишко» и слоновую кость, вступать в неравный бой с тиграми и дикарями, возможно, оказаться в одном ряду с морскими пиратами, пить джин вместо чая и, в конце концов, жениться на невиданных красавицах…) 

6) Разговор Чечевицына и Володи

Итак, мы видим, что все готовятся к встрече Рождества, а мальчики готовятся к побегу.

· Как ведут себя мальчики? (Чечевицын упорно настаивает на побеге Володи: уговаривает, шантажирует, Комично внешне: «… и в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев…». Кстати, снова библейский мотив «зверя рыкающего, аки лев» - диавола. Мотив соблазнения. Он ни разу не вспомнил о маме - семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый).

  • Зачем ему Володя? (Ему нужен напарник, с которым не так страшно отправиться в путь).

· Реально совершить такое путешествие? (На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали по­сетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем — через Берингов про­лив («самоеды перевезут») в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти гео­графические пункты, говорит о случай­ности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать)

  • А как бы вы поступили на месте Чечевицына? (Он не слышит Володю, не товарищ ему, это волк в овечьей шкуре). Подведём итоги.

 

Володя

Чечевицын

Поведение мальчиков

 

 

«тихо плакал»

«ничего не ел»

Угрюмо ходил по комнатам»

Крестится и молится перед иконой

«Я... я не струсил, а мне... маму жалко»

«Мне хочется дома пожить»

«Володя заплакал … горько»

 

«сердито спрашивал»

«прошу тебя, поедем»

«вот и струсил»

«ты говори: поедешь или нет?»

«И без тебя обойдусь…отдай мои пистоны!»

«Так ты не поедешь?» - ещё раз спросил.

«Хвалил Америку, рычал, как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры

Поведение сестёр

«не выдержали и тоже заплакали»

Катя с глазами, полными слёз, сказала: «Ах, мне страшно

«И этот худенький смуглый мальчик… казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев»

Что ценят в жизни?

Семья

Свои решения - Америка

Вывод

Внутренне это очень разные мальчики, т.к. у них разные ценности.

Кульминация – это самая напряжённое место в сюжете, когда возможен разный ход событий. Мог Володя отказаться? (Конечно. Но он не может устоять перед напором Чечевицына. Сказать «нет» бывает очень трудно. Это решающий момент – у товарищей разные ценности! Не только ради мечты Володя делает этот шаг! Еще и ради Дружбы. Нравственно это характеризует его с самой лучшей стороны! Легко сидеть дома и рассуждать о подвигах, а вот выйти на морозную улицу и отправиться в поход — это совсем другая история.

Что узнаём мы о Володе? (Он любит  маму, близких. Ему плохо и трудно сделать выбор между любимым домом и верностью в дружбе. Обращается за помощью к Богу. У него есть опыт молитвы. Он осознает грех – молитва мытаря. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…». Это мальчик, имеющий сердце, и оно болит).

7) Поиск мальчиков в Рождество.

  • Как чувствуют себя Королёвы в светлый семейный праздник? (Они в тревоге, сутки шли поиски на реке, в деревне, на вокзале… Напряжённость действия передаётся предложениями без подлежащих – «послали», «ходили» и т.д. Выделяется автором только мама – не случайно, Володя к ней был так привязан, её страдания заставляют нас особенно переживать за детей.
  • А что с ними могло случиться? (Они могли и утонуть, и заблудиться, и замёрзнуть!)

8) Сцена возвращения беглецов. Выразительное чтение сцены возвращения.

  • Мы видим 2 встречи, Они одинаковы? (Всё повторяется: крики, суета – но нет радости и веселья).

· Зачем автор использует такой прием кольцевой композиции, когда окончание рассказа «встречается» с началом? (Контраст помогает увидеть, как легко разрушить радость в семье. Внешне всё так же, но в душах всех участников огорчение).

· Как ведут себя дети? (По-разному, Володя раскаялся, даже заболел, это душевные

муки, муки совести, он «честь имеет», а непокорный приятель Чечевицына – Монтигомо Ястребиный Коготь остался при своём мнении, он далек от этих душевных терзаний. Внутренний мир этих товарищей разный).

  • Какая библейская притча вспоминается? (Притча о блудном сыне: «Был мёртв – и воскрес», т.е. согрешил – и раскаялся. Испытание на человечность Володя выдержал, а Чечевицыну гордость не даёт почувствовать, какие страдания он доставил всей семье товарища. ).

9)Разговор с отцом

  • Почему отец называет Чечевицына зачинщиком? (Он организатор неблаговидного поступка)

10)Как звучит финал рассказа? (Телеграммой вызвали его мать, приехала дама и «увезла своего сына», как вещь).

  • Под­ходит ли при разговоре об этих мальчиках слово «смелый»? (Смелость предполагает способность серьёзно оцени­вать опасность, реально видеть ок­ружающие обстоятельства. У мальчиков этой способности пока нет).
  • Что же хочет сказать нам автор? (Ребята выбирают варианты формулировок или предлагают свой, объясняют свой выбор)

       Теперь все будет в порядке;

       Мальчишки и должны путешествовать, рисковать

        Это событие — мелочь в привычном течении жизни семьи;

        Жизнь семьи идёт обычно, и ни­что не в силах ее изменить.

        Автор напоминает о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений,   а тем более совершенных поступков.

        У человека всегда есть выбор, но нельзя забывать об ответственности за него.

        Надо учиться думать о других людях, о своих близких

        Володе с Чечевицыным в гимназии будут дружить, это временное расставание.

4. Выводы по уроку.

Почему автор называет рассказ «Мальчики»? (Им нужно открывать новые миры и заботиться о своих семьях, защищать слабых. Они учатся жизни. Пройдёт совсем немного времени (тема урока) – и они станут мужчинами, выберут свою дорогу жизни. Смогут ли они делать правильный выбор и нести за него ответственность? Вот ещё слова другого писателя, Гарина-Михайловского: «Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновенья». Поэтому каждый раз надо очень серьёзно думать не о внешнем, а о внутреннем своём состоянии, которое подсказывает нам лучше, где нравственное, а где безнравственное решение).

5. Рефлексия. Прошу вас написать свои мысли, продолжив фразы: «Я понял, что…» «Мне надо…»  «Я задумался…». Прочесть свои высказывания. Спасибо за работу. Надеюсь, что разговор был полезным.

6. Учитель. Героям рассказа лет 11-12, они почти ваши ровесники, а лет через 10 вы уже самостоятельно будете путешествовать, как и писатель. А.П.Чехову было 30 лет, когда он добровольно отправился на Сахалин и проездом был в нашем городе во время страшного весеннего наводнения. Из писем писателя: «Томичи говорят, что такая холодная и дождливая весна, как в этом году, была полвека назад. Половину Томска затопило. Между Тюменью  и Томском случилась авария, чуть не стоившая писателю  жизни. Но главное в том, что в результате этого опасного путешествия была оказана помощь людям на Сахалине. Такие поступки называют подвигами.

7.Домашнее задание (на выбор): А) Напишите, пожалуйста, ответ на вопрос:  С кем из мальчиков вы хотели бы дружить и почему? Б Какие советы вы дали бы героям рассказа?  В) Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

 

    

 

Категория: Чехов А. П. | Добавил: kartaschova157
Просмотров: 244 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
uCoz