Методическая разработка занятия по курсу «Литературное краеведение»
«Время идёт быстро» (По рассказу А.П. Чехова «Мальчики»)
Форма урока: урок в музее
Цели:
Обучающая (предметный уровень) – познакомить детей с рассказом А.П. Чехова «Мальчики»; формирование навыка анализа художественного текста, отрабатывая понятия: сюжет, композиция, кульминация, портрет, сравнение героев через наблюдение за их поведением и речью; формирование умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения
Воспитывающая (личностный уровень) – воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание к ним, умение ценить тепло семейного очага, пробуждать веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности, готовность в будущем самим стать любящими, понимающими родителями.
Развивающая (метапредметный уровень) – развивать представление о времени конца 19 века (знаки эпохи), критическое мышление и умение сопоставлять факты, развивать исследовательское мышление.
Оборудование: выставки «Гимназия конца 19 века» и «Для охоты на слонов…», презентация к уроку.
Ход урока.
Если хочешь … понять жизнь, то перестань верить тому,
что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
А.П. Чехов
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычный урок – литературы и краеведения, т.е. урок в музее, а это значит, что мы узнаем новое не только из рассказа, но и перелистнём страницу истории Томска, которая связана с именем писателя.
Хочу представить вам наших гостей…
Итак, нам предстоит встреча с творчеством Чехова. А какие произведения Антона Павловича вы читали? («Ванька Жуков», «Каштанка»…)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением, которое называется «Мальчики». Для того, чтобы погрузиться в атмосферу этого произведения, нам предстоит путешествие во времени на 150 лет назад, в 1887 год, когда и был написан рассказ. Как и многие произведения того периода он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте, так называл его один из учителей таганрогской гимназии.
Кстати, о гимназии. Интересно вам узнать, как учились дети 150 лет назад? Давайте сначала отправимся на экскурсию в гимназию 19 века.
2. Рассказ по выставке «Гимназия 19 века», кадры презентации.
3. Словарная работа. В тексте много слов, не понятных нам, живущим в 21 веке. Давайте подготовимся к чтению, объяснив их (презентация):
Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.
Башлык – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
Сюртук – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Урядник – низкий чин уездной полиции.
Приказчик- управляющий имением помещика Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
Самоеды- старое название ненцев и некоторых других народов.
Индейцы- народ, населявший до появления европейцев Южную и Северную Америку
Москиты—Мелкое двукрылое насекомое южных стран ,причиняющее болезненные укусы.
Термиты- насекомое жарких стран, вредитель древесины, кожи, бумаги.
Чечевица- Выпуклые с двух сторон зерна, похожие на горох
Плантация- большое хозяйство.
Бизон – крупное парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамерикан бык
Пампасы – южноамериканские степи.
4. Работа с текстом рассказа. Разберёмся в прочитанном.
А) Герои?
Володя Королёв и Чечевицын – гимназисты 2 класса, 10-11 лет
Семья Королёвых: матушка, отец Иван Николаевич, сёстры – Катя, Соня и Маша, няня, собака Милорд. Дама Чечевицына.
Б) А в какое время происходят события? (В сочельник, 6 января, день накануне Рождества, и в сам день Рождества, 7 января)
· Сочельник – самый строгий день поста перед Рождеством, когда все готовятся к встрече праздника, поэтому грешить православным никак нельзя, нужно готовить душу к встрече с Богом.
· А семья Королёвых соблюдает пост? (Да, едят чечевицу, икона есть, перед которой молится Володя, произносят имя Бога взрослые и дети, дружно готовятся к встрече Рождества, семейного праздника).
В) Давайте вспомним, какие события происходят? А лучше сказать – восстановим сюжет. Напомните, что такое сюжет рассказа? (сюжет – цепь событий). Дети по картинкам, определяют сюжет (см. презентацию)
Первое название рассказа – «Сценка», его можно читать по ролям. Внимательно слушайте и обратите внимание на поведение героев.
2. Выразительное чтение 1 события – «Приезд мальчиков».
3. Эвристическая беседа
- Каково общее настроение у членов семьи?
(Общая радость: все «бросились к окнам, «Володичка приехал», обнимали и целовали, няня Наталья стаскивала валенки, отец с ножницами прибежал, визг сёстры подняли, даже двери скрипели и хлопали, будто радовались, собака лаяла – это долгожданная встреча, 4 месяца не видели, в августе матушка плакала при расставании. Автор использует эмоциональные глаголы: завопила, бросились, подняли визг, ревел басом Милорд…, восклицательные знаки. Весёлая кутерьма, обнимание, радость, которая сливается в единый радостный звук.
- Когда радость встречи нарушается? Возникает «маленький человек, окутанный в платки и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой» маленький человек. (Роль детали).
· Меняется общий настрой? (Да, мать говорит шёпотом, отец начинает смущаться: «Извините, я по-домашнему», пёс, который был органичным участником весёлой встречи, теперь мешает: «Господи боже мой, да прогоните же эту собаку». Да и Володя представляет его очень официально: «Честь имею представить».
Бурная радость семейной встречи оказывается приглушённой появлением чужого человека – товарища Володи.
2)В столовой. Выразительное чтение.
· Какое настроение передаёт эта сцена? (Удивительно тёплое настроение.)
· Как автору удаётся сказать об этом? (Пейзаж: зимнее солнышко, купающее свои лучи в полоскательной чашке; семейное чаепитие вокруг самовара, в комнате тепло, уютно, общий разговор о приезде мальчиков, о быстро текущем времени, о наступающем Рождестве).
· Мы можем почувствовать авторское отношение? (Безусловно, автору нравится эта душевная семейная атмосфера – отсюда такое описание промёрзшего Володи: «глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: "бррр"». Давайте скажем!).
· Какие портреты Чечевицына и Володи?
· Почему Чечевицын описывается более подробно, чем Володя? (Все видят его впервые, он из бедной семьи – похож на «кухаркина сына», отличается.)
· Мальчики участвуют в общем разговоре? (мальчики заняты своими мыслями. Предстоящее семейное торжество их не волнует).
· Почему сёстры увидели в госте «умного человека»? (Уверенный, необычный)
Сделаем вывод:
Володя
|
Чечевицын
|
Взгляд автора:
Пухл
Бел
Роста одного
|
Волосы щетинистые,
глаза узенькие,
губы толстые
«Очень некрасив»
угрюм, ни разу не улыбнулся.
«кухаркин сын» (из бедной семьи)
|
Взгляд сестёр:
Изменился: всегда разговорчивый, говорил мало, вовсе не улыбался, будто не рад был тому, что приехал домой, странные слова говорит
|
он « сурово кашлянул», «сердито спрашивал», «гордо отвечал». «Это, должно быть, очень умный и учёный человек»
|
Причина изменения?
«Занят какими-то мыслями»
|
«Занят своими мыслями»
|
Вывод: мальчики разные, но есть общее: мысль о путешествии в Америку
|
3) В гостиной.
· Чем заняты домочадцы? (Рождественскими приготовлениями). Как они это делают? (Увлечены, восторженны).
· Почему не принимают участие в этих приготовлениях мальчики? (У них другой интерес).
· Почему отец путает фамилию гостя? (Он занят хлопотами предпраздничными, невнимателен к гостю).
· Как фамилия Чечевицын искажается в рассказе? (Чибисов, Черепицын. Здесь и мотив непостоянства, и мотив, связанный с образом придорожной птички чибиса, и мотив утраты дома, и ассоциация с черепом – мальчик думает всё время).
4). Разговор Чечевицына с Катей. Чтение по ролям. Интонирование.
· Чем интересен этот диалог? (Дети не слышат друг друга).
- В чём смысл реплики: «У нас чечевицу вчера готовили…»? Напоминание о реальности – пост, послушайте друг друга! Пост – время испытания человека).
- Каким вы увидели Чечевицына в этой сцене? (Он, конечно, не умеет кататься на коньках, но последнее слово остаётся за ним, хотя это даётся ему непросто – «неловко», «сурово», «угрюмо». Говоря о бизоне, он добивается того, чтобы было непонятно, загадочно, таинственно – производит впечатление на Катю).
5).Сцена подслушивания.
- Почему девочки не рассказали родителям о побеге? (Из корыстных целей: мальчики привезут им из Америки золота и слоновой кости).
- А если бы они рассказали, как бы вы это оценили? (Вначале Чехов так и написал, но потом изменил повествование, т.к. напряжённость действия ярче и позволяет раскрыть характеры мальчиков).
- Давайте посмотрим и оценим приготовления мальчиков к путешествию (Выставка «Для охоты на слонов»: 2 ножа, пистолет, сухари, увеличительное стекло, компас и 4 рубля денег. Кто-нибудь из детей рассуждает. А собирались ни много ни мало добывать «золотишко» и слоновую кость, вступать в неравный бой с тиграми и дикарями, возможно, оказаться в одном ряду с морскими пиратами, пить джин вместо чая и, в конце концов, жениться на невиданных красавицах…)
6) Разговор Чечевицына и Володи
Итак, мы видим, что все готовятся к встрече Рождества, а мальчики готовятся к побегу.
· Как ведут себя мальчики? (Чечевицын упорно настаивает на побеге Володи: уговаривает, шантажирует, Комично внешне: «… и в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев…». Кстати, снова библейский мотив «зверя рыкающего, аки лев» - диавола. Мотив соблазнения. Он ни разу не вспомнил о маме - семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый).
- Зачем ему Володя? (Ему нужен напарник, с которым не так страшно отправиться в путь).
· Реально совершить такое путешествие? (На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали посетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем — через Берингов пролив («самоеды перевезут») в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать)
- А как бы вы поступили на месте Чечевицына? (Он не слышит Володю, не товарищ ему, это волк в овечьей шкуре). Подведём итоги.
|
Володя
|
Чечевицын
|
Поведение мальчиков
|
«тихо плакал»
«ничего не ел»
Угрюмо ходил по комнатам»
Крестится и молится перед иконой
«Я... я не струсил, а мне... маму жалко»
«Мне хочется дома пожить»
«Володя заплакал … горько»
|
«сердито спрашивал»
«прошу тебя, поедем»
«вот и струсил»
«ты говори: поедешь или нет?»
«И без тебя обойдусь…отдай мои пистоны!»
«Так ты не поедешь?» - ещё раз спросил.
«Хвалил Америку, рычал, как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры
|
Поведение сестёр
|
«не выдержали и тоже заплакали»
Катя с глазами, полными слёз, сказала: «Ах, мне страшно!»
|
«И этот худенький смуглый мальчик… казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев»
|
Что ценят в жизни?
|
Семья
|
Свои решения - Америка
|
Вывод
|
Внутренне это очень разные мальчики, т.к. у них разные ценности.
|
Кульминация – это самая напряжённое место в сюжете, когда возможен разный ход событий. Мог Володя отказаться? (Конечно. Но он не может устоять перед напором Чечевицына. Сказать «нет» бывает очень трудно. Это решающий момент – у товарищей разные ценности! Не только ради мечты Володя делает этот шаг! Еще и ради Дружбы. Нравственно это характеризует его с самой лучшей стороны! Легко сидеть дома и рассуждать о подвигах, а вот выйти на морозную улицу и отправиться в поход — это совсем другая история.
Что узнаём мы о Володе? (Он любит маму, близких. Ему плохо и трудно сделать выбор между любимым домом и верностью в дружбе. Обращается за помощью к Богу. У него есть опыт молитвы. Он осознает грех – молитва мытаря. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…». Это мальчик, имеющий сердце, и оно болит).
7) Поиск мальчиков в Рождество.
- Как чувствуют себя Королёвы в светлый семейный праздник? (Они в тревоге, сутки шли поиски на реке, в деревне, на вокзале… Напряжённость действия передаётся предложениями без подлежащих – «послали», «ходили» и т.д. Выделяется автором только мама – не случайно, Володя к ней был так привязан, её страдания заставляют нас особенно переживать за детей.
- А что с ними могло случиться? (Они могли и утонуть, и заблудиться, и замёрзнуть!)
8) Сцена возвращения беглецов. Выразительное чтение сцены возвращения.
- Мы видим 2 встречи, Они одинаковы? (Всё повторяется: крики, суета – но нет радости и веселья).
· Зачем автор использует такой прием кольцевой композиции, когда окончание рассказа «встречается» с началом? (Контраст помогает увидеть, как легко разрушить радость в семье. Внешне всё так же, но в душах всех участников огорчение).
· Как ведут себя дети? (По-разному, Володя раскаялся, даже заболел, это душевные
муки, муки совести, он «честь имеет», а непокорный приятель Чечевицына – Монтигомо Ястребиный Коготь остался при своём мнении, он далек от этих душевных терзаний. Внутренний мир этих товарищей разный).
- Какая библейская притча вспоминается? (Притча о блудном сыне: «Был мёртв – и воскрес», т.е. согрешил – и раскаялся. Испытание на человечность Володя выдержал, а Чечевицыну гордость не даёт почувствовать, какие страдания он доставил всей семье товарища. ).
9)Разговор с отцом
- Почему отец называет Чечевицына зачинщиком? (Он организатор неблаговидного поступка)
10)Как звучит финал рассказа? (Телеграммой вызвали его мать, приехала дама и «увезла своего сына», как вещь).
- Подходит ли при разговоре об этих мальчиках слово «смелый»? (Смелость предполагает способность серьёзно оценивать опасность, реально видеть окружающие обстоятельства. У мальчиков этой способности пока нет).
- Что же хочет сказать нам автор? (Ребята выбирают варианты формулировок или предлагают свой, объясняют свой выбор)
Теперь все будет в порядке;
Мальчишки и должны путешествовать, рисковать
Это событие — мелочь в привычном течении жизни семьи;
Жизнь семьи идёт обычно, и ничто не в силах ее изменить.
Автор напоминает о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков.
У человека всегда есть выбор, но нельзя забывать об ответственности за него.
Надо учиться думать о других людях, о своих близких
Володе с Чечевицыным в гимназии будут дружить, это временное расставание.
4. Выводы по уроку.
Почему автор называет рассказ «Мальчики»? (Им нужно открывать новые миры и заботиться о своих семьях, защищать слабых. Они учатся жизни. Пройдёт совсем немного времени (тема урока) – и они станут мужчинами, выберут свою дорогу жизни. Смогут ли они делать правильный выбор и нести за него ответственность? Вот ещё слова другого писателя, Гарина-Михайловского: «Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновенья». Поэтому каждый раз надо очень серьёзно думать не о внешнем, а о внутреннем своём состоянии, которое подсказывает нам лучше, где нравственное, а где безнравственное решение).
5. Рефлексия. Прошу вас написать свои мысли, продолжив фразы: «Я понял, что…» «Мне надо…» «Я задумался…». Прочесть свои высказывания. Спасибо за работу. Надеюсь, что разговор был полезным.
6. Учитель. Героям рассказа лет 11-12, они почти ваши ровесники, а лет через 10 вы уже самостоятельно будете путешествовать, как и писатель. А.П.Чехову было 30 лет, когда он добровольно отправился на Сахалин и проездом был в нашем городе во время страшного весеннего наводнения. Из писем писателя: «Томичи говорят, что такая холодная и дождливая весна, как в этом году, была полвека назад. Половину Томска затопило. Между Тюменью и Томском случилась авария, чуть не стоившая писателю жизни. Но главное в том, что в результате этого опасного путешествия была оказана помощь людям на Сахалине. Такие поступки называют подвигами.
7.Домашнее задание (на выбор): А) Напишите, пожалуйста, ответ на вопрос: С кем из мальчиков вы хотели бы дружить и почему? Б Какие советы вы дали бы героям рассказа? В) Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
|