Воскресенье, 29.09.2024, 00:35
Литературное краеведение
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Обзорные уроки [4]
Пушкин А. С. [3]
Материалы к урокам по творчеству А. С. Пушкина
Борзунова С. [2]
Халфина М. Л. [4]
Чехов А. П. [9]
Татауров Н.В. [7]
Шишков В.Я. [2]
Костин В. М. [4]
Блинова А. Б. [7]
Короленко В.Г. [4]
Волков А.М. [7]
Данилов С.К. [2]
Гарин-Михайловский Н.Г. [1]
Батеньков Г.С. [8]
Общие ссылки по теме сайта [2]
Статьи [7]
Теоретический материал по теме может помочь в подготовке уроков, выступлений, продвинуть в освоении направления.
Мейко Т. Е. [1]
Методические материалы по творчеству томской сказочницы Татьяны Ефремовны Мейко.
Неклюдова И. М. [1]
Здесь Вы найдёте рассказы о природе и вопросы к ним, составленные самой писательницей
Программы [10]
Программа Карташовой Г. И.
Станюкович К.М. [1]
Краеведение [1]
Материалы по истории Томска
Фотографии [3]
Фотографии ПТГ и истории Томска
Радищев А.Н. [5]
В данной категории представлены материалы о пребывании писателя в Томске, а также краткое описание жизненного и творческого пути.
Климычев Б. [1]
Творчество Б. Климычева
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок-экскурсия "Томск литературный"
[ Скачать с сервера (127.0 Kb) ]09.03.2019, 14:39

Урок - экскурсия «Томск литературный»

(урок внеклассного чтения для 8-9 класса разработан Карташовой Г.И.,

учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12 г. Томска)

Цель:

1). Познакомить детей 8-9 классов с творчеством томских писателей.

Задачи:

1) углубить знания о художественно-изобразительных средствах русского языка;

2) развивать стремление к словесному творчеству; формировать ощущение времени;       

3) воспитывать любовь к городу Томску, удивляя богатыми литературными традициями.                                                                                                                           

         Оборудование:

а) Записи на доске:

                                                        «Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность                   

                                                                                                   связывать прошлое и настоящее».                                                         

                                                                                                                                  Ф. И.Тютчев

            «Город мой на Юрточной горе,

                                                             весь ты предо мной как на ладони»..                                                       

 И.Авраменко.

 

а) Имена, портреты:

А. И.  Радищев                                    Г.Марков

В.И.Жуковский                                  М.Халфина.

А.С.Пушкин                                       С.Заплавный

А.П.Чехов                                           А Казанцев

В.Г.Короленко                                    М.Карбышев

Г.Н.Потанин                                       Б.Климычев

В.Я.Шишков                                       Т.Каленова

                                                              В.Макшеев

б) Записи для словарной работы:

Кеты - древнейший  народ Сибири.

Лукоморье – морской берег,  сибирская земля к востоку от Урала.

Варнак – (сиб.) каторжный, ссыльный, поселенец, прочие несчастные.

Тать – (от таить) вор, хищник, похититель.

Деревянная резьба – деревянные узоры, расписные терема, причудливые узоры, красивые   уборы, резные хоромы.

       в) виды Томска: деревянная резьба, цирк, крепость, Ботанический сад, «Славянский базар», река, дом Радищева, книги, газета «Сибирские Афины», дом Шишкова.

       г) магнитофон с песнями в исполнении Виноградовой Т.

Ход урока

I.

Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем наших гостей. Что же у нас  сегодня будет необычного? Какова тема урока?

 А цель его зашифрована в эпиграфах.

Разгадайте 1- связать прошлое и настоящее. Для этого совершим  путешествие во времени. Начнем с самого начала - с названия города. Вы знаете легенду о Томе и Ушае, которую обработал учитель нашей школы Татауров Николай Витальевич, но я хочу предложить сегодня вам и другой вариант, другую версию происхождения  имени реки, от  которого город и получил своё название.

  1. В переводе с кетского  Тоом (в сегодняшнем звучании Томь) – означает «река». Кеты вкладывали в такое наименование особый смысл: главная река, большая река, смысл жизни.

Есть и другой перевод – «темный». За ним угадывается интересное наблюдение. Тёмный - значит чистый, ключевой, горный. Не правда ли, прозрачная, но глубокая вода всегда кажется тёмной? Если добавить, что Томь впадает в замутнённое песками и глинами широкое течение Оби (от слова Обва – снежная вода), то это значение не будет случайным.

И теперь судьба города и реки неразрывны:

На трёх холмах, на четырёх ветрах,

В краю таёжном посреди Сибири

Стоит мой город над рекою синей,

Стоит и отражается в веках… (С.Заплавный)

               - А сколько веков стоит наш город «над рекою синей»? Более 4 веков. Вот и отправимся туда, на 400 лет назад. В январе 1604 года князец Тоян  бил челом царю Борису Годунову, просил взять его небольшой народ «под высокую царьскую руку, и велети в вотчине его в Томи поставити город…»

2.

 – Посмотрите, как выглядела крепость уже к осени 1604 года.

   - Где располагалась?   На Воскресенской горе.

   - А почему же в стихах говорится о городе на Юрточной горе?

   - Почему так названа?

   -Послушайте ещё одно стихотворение С. Заплавного и подумайте, что означает слово «Лукоморье»?

   Над коричневой глубью клубится туман.

   Время плещет в падун – берега.

   И несёт свои воды сквозь  время Река,

   В Ледовитый несёт океан.

   Велико Лукоморье, земля сибирян,

   Лик источен морщинами рек.

   Путь сквозь время упрямо торила Река.

   Рядом путь пробивал Человек.

   Побратались в дороге совместной своей

   Человек, и Тайга, и Река.

   Есть лесные просторы у многих морей,

   Лукоморье одно на века.

Да, у этого слова 2 значения:

1) морской берег,

2) сибирская земля, раскинувшаяся лукой (дугой) у студёного моря  к  востоку от Камня   (Урала).

Как будто о Сибири эти строки: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

  1. . Август 1791г. – по Московскому тракту в город на Тёмной реке въехал Александр Николаевич Радищев, автор дерзостной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (будем читать в 9 классе). Вместе с детьми Катей и Павликом, и будущей женой Елизаветой Васильевной он следовал к месту ссылки в Илимский острог. Две недели провел  опальный писатель в доме военного коменданта де Вильнева. За это  время он познакомился с местной торговлей, населением, скотоводством, землевладением. Здесь же, во дворе этого дома запустил над Соляной площадью (где Белое озеро) воздушный шар. (Зайцева Н. читает из книги Кошурниковой «Стоит над Томью град старинный» стр 11-17). Через 6 лет, возвращаясь из ссылки, Радищев вновь побывал в Томске. Сибирь состарила его, но она же пробудила в нём восторг: «Что за богатый край сия Сибирь! Что за мощный край! Потребны ещё века, но когда она будет населена, она будет играть большую роль в анналах мира».
  2. . В биографии славного писателя В.Г.Короленко есть такие строки:

Из Вышнего Волочка Короленко отправлен по этапу в Томск. Здесь он бывал трижды (август 1880г, сентябрь 1881г, сентябрь 1884г»). Известный рассказ «Слепой музыкант» переведён на английский язык. (Читаем фрагмент)

  1. . А вот А.П.Чехову, добровольно отправившемуся на Сахалин, наш город, в котором он был проездом, не понравился. Это было как раз  в 100-летнюю годовщину принудительного вояжа Радищева – в 1890 году. Из писем А.П Чехова.: «Томичи говорят, что такая холодная и дождливая весна, как в этом году, была  в 1842 году,  полвека назад. Половину Томска затопило… Ем конфеты … в сквернейшей номерной обстановке… Здесь есть « Славянский базар». Обеды хорошие, но добраться до этого «Базара» нелегко – грязь невылазная. Сегодня пойду в баню. Говорят, что на весь Томск имеется только один банщик – Архип…».

Томск – скучнейший город. Если судить по тем пьяницам, с которыми я познакомился, и по тем вумным людям, которые приходили ко мне в номер на поклонение, то и люди здесь прескучнейшие. По крайней мере, мне с ними так невесело, что я приказал человеку никого не принимать». Не будем строгими судьями, постараемся понять: между Тюменью  и Томском случилась авария, чуть не стоившая А.П. жизни, наводнение, грязь, далеко не лучшие люди, являвшиеся к нему, некомфортность гостиничного быта – всё это могло испортить настроение путешествующему писателю. (Размышления о памятнике читают дети). Будем благодарными потомками.

 

8 . «Дедушка Сибири» - так почтительно называли Григория Николаевича Потанина. В конце 19 -20 веков он стоял у истоков сибирской литературы, сам писал стихи, повести, сказки, собирал фольклор. В. Шишков многое сделал для развития образования. «Он пользовался громадной популярностью, почти такой же, как Лев Толстой». Сейчас восстановлена частично рукопись Потанина. Воспитание – это рассказ о жизни этого удивительного человека, почетного гражданина Сибири и Томска

 С кончиной Григория Николаевича Потанина кончилась целая эпоха в сибирской истории. Но истинные патриоты сохраняют глубокое уважение и этому человеку – сквер рядом с ТЮЗом украшает деревянная фигура. Автор ее Леонтий Усов, художник, известный за пределами России. Она посвящена Потанину.

 

9. Еще одно имя. Вы смотрели фильм «Угрюм – река»? «Строговы»? А поставлены они по романам нашего земляка Вячеслава Яковлевича Шишкова, о котором Горький прозорливо сказал: «… Шишков может развернуться в крупного писателя». Сам он о своем творчестве так заявлял: «Пишу, что видел и слышал. Пишу по совести». А что видел? Да он 20 лет работал техником Томского округа путей сообщения: плавал на пароходах и лодках, исследовал реки, расставлял судоходные знаки. Скольких людей повстречал он, сколько жизненных историй услышал? Он знал Сибирь близко, любил ее самозабвенно.  Над «Угрюм – рекой» работал в течение 12 лет и говорил: «Эта работа, может быть, та самая, зачем я послан в жизнь».

И Томск с благодарностью хранит память о писателе – живет и дом Шишкова, здесь сейчас Дом искусств. Увидеть старый Томск поможет стих «Московский тракт» Льва Черноморцева. «Варнаки»

- Чьи имена услышали?

- Что объединяет? (Любовь к Томску)

 

10. Перенесемся в ХХ век.

Плеяду известных писателей сменили литераторы 20 века. Один из них - Георгий Мокеевич Марков. Действие его романов проис­ходит в Сибири. В своём первом романе «Строговы», писавшемся в 1939—1946 и состоя­щем из двух частей, Марков показывает зарожде­ние и развитие партизанского движения в Сибири во время революции и прослеживает историю одной семьи пчеловодов на протя­жении трёх поколений. (Читаем отрывок из романа.)

 

II.

Неразделимо прошлое и настоящее Томска литературного, ведь почвой для современного писателя является часто прошлое. Вот и Тамара Каленова создала роман «Университетская роща», рассказав о том, как появилось в Сибири чудо – Ботанический сад, занимающий 120 гектаров, хранящий больше трех тысяч растений со всего света. Гербарные образцы сохраняются в шкафах из кедра – способом, характерным лишь для Томска. А как начиналось, давайте представим. Поможет нам книга, главным героем которой является создатель Ботанического сада Порфирий Никитич Крылов.  (Читаем отрывок)

                                                                           III

Особенность поэзии томских авторов.

1. Не могут, конечно, мастера слова обойти своим внимаем ту красоту, которую сотворили наши предки – томичи, любившие город столетия назад. А Д.С.Лихачёв говорил, что изучать деревянную резьбу нужно в Томске! Вот какая высокая оценка дана нашему городу известным учёным. (Смотрим фрагмент фильма о Томске Ю. Ратомской)

- Какими поэтическими синонимами называет автор эту красоту?

(Причудливые деревянные узоры, расписные терема, красивые уборы, резные хоромы).

Владимир Петров

Старый Томск

Звенят морозы во дворе.
И хоть не близок путь до лета,
Прибавка солнечного света
Все ощутимей в январе.
И колок воздух надо мной.
А город кружевной, резной...

Я в этом городе живу,
В его торжественных узорах,
В которых - старина, в которых
Свет, устремленность в синеву.
Как расписные терема,
Здесь деревянные дома.

Стоят высокие они
В большом заснеженном пространстве.
В их звездном светятся убранстве
Снежинок нежные огни.
Узорный город на заре
Стоит в морозном январе.            (Сб. «Над Томью серебряный город», с. 79)

Михаил Карбышев

Томск

Мой таёжный,

Мой красивый,

Стародавний,

Красочный,

Ты один такой в Сибири,

Будто терем сказочный.

Весь в резьбе, как в паутинке,

Птиц на ставни выпустил.

На певучей берестинке

Тебя мастер высвистел.

Из травинок, из росинок

На досуге сотворил

И в счастливый час России

Это чудо подарил.

- В чём особенность этого поэтического произведения?  (Это обращение к родному городу, разговор с ним.  Признание в любви родному городу!)

2. А вот еще одно стихотворение из сб. «Полдень», с. 72

С. Заплавный

Жажда учит искать родных.

Горе – чуткости к людям учит.

Чем становится путь наш круче,

Тем трудней идти напрямик.

 

Одолеет его лишь тот,

Кто не может идти иначе.

Не судите по неудачам.

Вы удачам ведите счет

 

  • Какую жизненную мудрость поведал автор?

(Это афоризм. Если о вас скажут, что вы говорите афоризмами, это высшая похвала. А понять это учит поэзия, приближенная к яркости и мудрости народного слова).

3. – А теперь отправимся на высокий берег Томи – в Лагерный сад. Поможет нам стихотворение Св. Борзуновой. А вот в этом стихотворении какой прием использует автор?

… А в Лагерном хозяйничает осень,

Небрежно топчет смятую траву

И щедро краски новые наносит

На пыльную, привядшую листву.

То около речного поворота

Застынет над рябиновым кустом,

То, словно недовольная работой,

Срывает листья и бросает и Томь.

(Да, олицетворение помогает оживить картину осени, которая «хозяйничает», «топчет», «наносит краски», «застынет», «срывает»)

4. Герои других стихов томских поэтов – сибирские мужики. Послушаем и подумаем, в чем их особенность? С кем их можно сравнить?

М. Карбышев «Жили – были мужики».

- Что означает слово «тать»?

- Какой приём использует поэт для создания образов сибиряков?  (Он сравнивает их с былинными богатырями. Портрет какой колоритный! Сравнение с деревом)

5. Тысячи томичей ушли на войну – далеко не все вернулись назад. Переживания, мысли воинов стали темой стихотворения  А. Казанцева.

                Родня

«А ну, браток, поддай-ка пара!»

На камни ковш – и все дела.

И вот волна сухого жара

Тела упруго обдала.

И веник жарок, как жар-птица:

Крылами бьет, да хвост – в руке.

Два деда в шапках, рукавицах

Себя лупцуют на полке!

Азартно парятся, с пристоном.

Потом красны, как из огня,

Сидят в предбаннике просторном,

Близки друг другу, как родня.

А чем близки, не знают сами.

Впервые баня их свела.

Покрыты шрамами, рубцами

Их стариковские тела.

- Тебя-то где так?...

- Возле Волги.

- И я там ранен был впервой.

Изрыли так меня осколки –

Ну просто чудо, что живой.

- Меня вот чуть не схоронили,

А нынче, видишь, - заросло…

А ведь и вправду между ними

Открылось кровное родство.

Однажды кровью оросили

Поля российские они.

А сколько, сколько по России

У них раскидано родни!...

  • Как заканчивается стихотворение? (Это риторический вопрос. Все знают – миллионы погибли. И томичей среди них более 60000).

6. Вот еще одно стихотворение о войне, но называется оно «Цирк. 1942 год». Автор его – Борис Климычев.

  • Кто рассказал? Дети.
  • Каково настроение?
  • Как создаётся настроение грусти? Несоответствием детскому представлению о цирке, не радостное ощущение  от чудес, а желание чуда в жизни. (Цирк сгорел в 1942) – фото. Его же стихотворение:

Улицы города

Обруб и Воскресенская гора,

Иркутский тракт – так названы недаром.

Была у Томска трудная пора:

Он был острогом, складом и базаром,

Он воевал и обжигал горшки,

Дышал тяжёлым перегаром винным

И вёз по тракту на санях мешки

С китайским чаем, солью и пушниной.

Десятки раз в пожарах он сгорал

Со всем добром и серебром столовым,

Как будто прежний облик свой стирал,

Чтобы затем обзаводиться новым.

Немало сделал он за двести лет:

Дворцы и церкви, кабаки и бани,

Но он и первый университет

Открыл в сибирской бывшей глухомани…

Ты вместе с этим городом проснись,

Когда заря течет огнем по крышам,

К мемориальным доскам прикоснись

И будешь этим городом услышан.

- Автор размышляет об истории города, но в конце обращается к читателям. С какой целью? (Он видит в своих читателях патриотов города, ведь им строить будущее).

В заключение – стихотворение  А. Шумилкина:

С крыш журчит, сугробы тают,

Звонко бьются леденцы.

Ежегодно прилетают

К нам пернатые певцы.

 

Домик новенький, весёлый

Из просушенных досок

Осмотрели новосёлы

И подали голосок.

 

Их судьба соединила,

Стала родина манить.

С Амазонки или с Нила

Прилетают гнезда вить.

 

Расстояние неблизко.

Нужно искренне хотеть,

Чтобы здесь, в земле сибирской,

На скворечнике попеть.

- Анатолий Шумилкин не только поэт, но и художник. Можно ли по его произведению понять это? (Конкретные детали выписаны: картина весны с капелью, тающими сугробами, скворечник новенький. Можно всё зримо представить).

Можно представить, а можно просто выглянуть в окно. Именно такую, близкую для нас картину видим мы в стихотворении нашей выпускницы Татьяны Кияшиной:

Мой старый Томск:

                      Источная… Плеханова…

Узорчатые ставенки, крылечки…

Я для себя их открываю заново,

Задумчивые домики над речкой.

 

Все почернели, обветшали, съёжились,

Но всё равно по-своему красивые,

На глыбы из бетона непохожие,

Как память детства, нежные и милые.

И ещё:

Звенят на рельсах томские трамваи,

Урчит Ушайка летом и зимой.

Как первые подснежники, играют

Детишки на весенней мостовой.

 

Вот старая двенадцатая школа,

Всё те же окна и ребячий гам.

Вернуться бы хоть на минуту снова

К далёким-предалёким берегам.

 

Сорвать сосульку и тайком от мамы

С подружкою попробовать на вкус,

Побыть девчонкой вредной и упрямой,

Свалить с души тяжёлый жизни груз.

Думаю, вы узнали приметы нашего района. А настроение какое? (Грусть: жизнь быстротечна, детства не вернуть).

7. Томская земля благодатна. Живя на ней, хочется творить, создавая красоту. И творчество детей – подтверждение тому. Вы видите рисунки школьников, на которых наш город.

- Расскажите о своих творческих планах. Удалось ли их реализовать?

- У меня в руках выпуски рукописных журналов нашей школы. Прочтем.

  • Оксана Чайковская (выпуск 1986, журналист «Красного знамя»)
  • Плиева Залина (выпуск 2000)
  • Стилинский Ярослав (ученик 10А)

Попробуйте и вы подготовить работы к следующему выпуску. Жанр любой. Дерзайте.

Вот нечаянно мы уже не только побывали в прошлом, но и заглянули в будущее. Впереди – новые стихи и песни, картины и иллюстрации.  А может быть, и песни…

«Вечерний дождь» (звучат первые строки)

Вот и дождь начинается, пора заканчивать наше путешествие во времени. Оно завершится под песню на слова Сергея Яковлева в исполнении Татьяны Виноградовой.

8. На стенде вы можете выразить своё отношение к уроку, прикрепив «руку» в выбранный лист: «Я узнал много нового», «Урок обычный».

 

Литература

  1. «Томск – любовь моя и судьба». Поэтический сборник. Томск, 2004
  2. Интернет-ресурсы
  3. Архивы школьного музея.

 

Категория: Обзорные уроки | Добавил: kartaschova157
Просмотров: 377 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
uCoz